Страницы

пятница, 6 августа 2010 г.

Беларусь глазами канадского журналиста .

Сегодня наш гость - Менно Мейер, фотожурналист из Канады. В Беларуси Менно живет уже восьмой месяц, знакомится с особенностями национального быта, ездит по городам и деревенькам и фотографирует, фотографирует, фотографирует...
- Менно, вы уже немало времени провели в Беларуси. А каким было ваше первое впечатление от нашей страны?
- Меня постигли шок и депрессия. Я смотрел на все вещи со стороны западных стандартов, и мне показалось, что вся страна находится в разрухе. Но прошло какое-то время, и я понял, что на самом деле все не так. У белорусов есть огромное желание строить, исправлять, возрождаться. Но когда приезжаешь сюда впервые, этого не видишь. Отсюда и возникают не очень хорошие впечатления.
- Вы ехали в Беларусь как турист? Или у вас были особые виды на нашу страну?
- Четыре года назад я работал в одной из канадских газет и однажды получил информацию о том, что в Канаду приехала группа детей из Беларуси. Из Беларуси? Я тогда ничего не знал о том, что это за страна и где она находится. Даже принимающие семьи практически ничего не слышали о вас, кроме Чернобыльской трагедии. Тогда я придумал проект, решив сделать серию фотографий о белорусских детях в Канаде. Потом я захотел познакомиться с Беларусью на месте, и прилетел сюда в первый раз. Потом еще и еще... На перелеты туда-обратно уходило много времени и денег, поэтому я решил оформить визу, чтобы пожить здесь некоторое время. В январе я получил грант от канадского правительства. Но эти деньги закончатся уже, наверное, к маю.
- Жизнь в Беларуси такая дорогая?
- Проект довольно дорогой. Я уже вложил в него 10 тысяч канадских долларов сам, 15 тысяч получил от канадского правительства - в сумме 25 тысяч. Это дорого с той стороны, что я ничего не зарабатываю, а только трачу деньги.
- А что это за проект?
- Это проект о людях, проект в черно-белых фотографиях. Полтора года назад я был на музыкальном фестивале в одном маленьком белорусском городке. И там я наблюдал, как пять бабушек вышли в центр круга и стали танцевать. Это такой праздник жизни (чего нет в Канаде)!
Канадцам будет очень интересно увидеть эти фотографии. Ведь у нас давно забыты счеты, а у вас в школах детей обучают ими пользоваться, и в некоторых магазинах (особенно сельских) счеты до сих пор служат калькулятором. Такая вот местная экзотика. Это то, где вы живете. Или, например, у меня есть кадр, где в одном из колхозов собирают урожай картошки. В Канаде об этой фотографии могли бы подумать, что она сделана в 40-х или даже 30-х годах - все в духе тех времен.
- Направляясь в Беларусь, что вы знали о нашей стране?
- Десять лет назад в Канаде впервые появились тракторы "Беларус". Я даже не мог тогда правильно прочитать название. Люди говорили, что это русские тракторы. Вот, пожалуй, и все. Я не имел ни малейшего представления о том, что где-то есть отдельная страна Беларусь. И даже теперь, уже в наше время, друзья провожали меня сюда и говорили: "Ну, удачи тебе в Боснии". Хотя, я думаю, после хоккея на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити о Беларуси услышали и заговорили. В Канаде теперь тоже знают вас лучше, ведь хоккей - очень важная составляющая жизни канадского гражданина.
Я родился в Голландии, живу в Канаде, но, пожалуй, никогда раньше не бывал в стране, похожей на вашу. Мое знакомство с Беларусью начиналось в Чаусах - наверное, не самом лучшем для этого месте. Но будь по-иному, я никогда не смог бы сделать проект полноценным, я бы просто не прочувствовал ситуацию в Беларуси до конца. Теперь я пытаюсь выучить язык (правда, не белорусский, а русский) и понять культуру белорусов.
- Расскажите, где вы бывали, что видели в Беларуси?
- Большую часть времени я провожу в Минске, Могилеве, Гомеле. Недавно посетил несколько деревенек в Могилевской области. Как там живут люди?! У вас в таких случаях говорят, "хочется обнять и плакать". В одном из домов в прихожей потолок обвалился, и в том месте, где предполагалась крыша, я увидел дневной свет, который проходил сквозь нее, как через решето. Я был в квартире, в которой во время дождя все капало и протекало. Мужчина, хозяин дома, сказал, что он прожил здесь всю свою жизнь...
Вначале мне не понравился Могилев. Сначала он показался мне очень грязным и неинтересным городом. Но чем ближе я знакомился с Беларусью, тем больше начинал понимать, что город - это не дома, магазины, предприятия, это люди. И чем чаще я бываю в Могилеве, чем больше встречаю людей и посещаю интересных мест, тем симпатичнее мне становится этот областной центр.
В Канаде мы обычно определяем, понравилось ли нам место, по первому впечатлению. Мы смотрим на стиль архитектуры, деревья и на все, на чем можно остановить свой взгляд, и делаем заключение. Может быть, это от того, что мы хорошо знаем свою культуру и людей. Но однажды я понял, что не все так просто. Я приехал работать в Вудсток - маленький городок в провинции Онтарио. "Какое прекрасное местечко!" - подумал я тогда. Широкие улицы с высокими старыми деревьями и огромными особняками выстроились вдоль дорог, которым, наверное, минул не один век. Город окружен маленькой долиной, по которой течет Темза. В общем, место просто идеальное. И мне там довелось работать. Я считал себя счастливейшим человеком на земле. А через три недели я избавился от иллюзий, поняв, какие там живут люди. Я уволился и уехал...
Недавно в поисках удачных снимков я начал исследовать окрестности Черикова и Славгорода. Нам повезло, была суббота. Люди шли за покупками на рынок. Все, кого бы мы ни встречали, были очень дружелюбны. Потом мы направились на север и посетили парочку маленьких городков с заброшенными церквями. В одном из местечек на глухой улице, едва заметной со стороны главной дороги, я видел старую церковь, она, похоже, сильно пострадала во время войны. Ее прекрасные черты, несмотря на 50 лет пренебрежения и забвения, еще угадываются в руинах. Ни с чем не сравнимо то чувство, когда идешь вдоль стен и представляешь храм, заполненный поющими и молящимися прихожанами. Как давно это было! Местные жители рассказали, что церковь была построена в ХVII веке, и однажды сюда заглядывал сам Петр Первый. Через три века веры и благородного существования там осталась свалка, а из того места, где когда-то была крыша, растут деревья.
- Как вам нравится наша столица?
- В моем представлении Минск - европейский город, который все еще пытается не то чтобы превратиться в город по-европейски, но... Просто это другой тип столицы, потому что у вас очень своеобразная культура. Я вижу стремление к прогрессу. И, по-моему, это очень положительный момент.
Кстати, очень бросается в глаза резкая разница между столицей и небольшими городами. Например, те же Чаусы: там финансовое положение очень тяжелое, от этого инфраструктура никакая, ее просто нет. За последние несколько лет в городе ничего не изменилось. Там построили церковь, закончили ремонт спортивного комплекса. Но все здания содержатся в ужасном состоянии - разбиты стекла, никто их не вставляет, там некрашеные фасады, и даже новые квартиры выглядят так, как будто им по 20 лет. Такое ощущение, что все растет и развивается в Минске, а в тех же Чаусах все разваливается и умирает. Даже в людях там нет такого духа и настроения, как в столице.
- В Беларуси, кроме Могилевской области, есть немало интересных мест...
- Знаю, но я изначально сконцентрировал все свое внимание на Могилевской и Гомельской областях, потому что они особенно сильно пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС. Раньше мне казалось, что Чернобыль - это единственная проблема. Теперь я вижу, как он стал своеобразным катализатором остальных трудностей, например, проблемы наркомании в Светлогорске. Может быть, пока я не знаю все досконально и не понимаю некоторых вещей, но я продолжаю изучать Беларусь, искать ответы. Ведь в Канаде люди богатые и щедрые, у них достаточно средств, и они всегда с большой охотой помогают другим странам. Но чтобы сделать что-то конкретное, им нужно знать о проблемах.
- То есть вы решили показать нас канадцам с нашей проблемной стороны?
- Начиналось с этого. Но проект становился каким-то уж слишком мрачным. Я люблю Беларусь и понимаю, что нельзя смотреть на одни проблемы отдельно от всего остального, ведь жизнь многообразна. Нельзя говорить канадцам, что в Беларуси только проблемы радиации, проблемы в экономике, в социальной жизни - это слишком узкий и ограниченный взгляд на страну. Есть и искусство - это важная часть культуры страны. Я в полном восторге от представлений белорусского Национального театра балета. Так у меня родился еще один параллельный проект, я хочу подготовить книгу об искусстве Беларуси.
- Итак, результатом вашей работы будет книга о Беларуси?
- Надеюсь. Когда я впервые приехал сюда, ни в отелях, ни в магазинах, ни в театрах я не нашел книг о вашей стране в целом и об искусстве в частности, ни на русском, ни уж тем более на английском языках. По-моему, такая литература была бы особенно полезна и интересна для тех, кто приезжает в Беларусь. Поэтому результатом моей работы станет книга о Беларуси. И я хочу, чтобы она была написана белорусом. Ведь никто лучше вас самих о Беларуси не расскажет. Например, когда американцы приезжают в Канаду, они говорят совершенно не то, что у нас есть на самом деле. И европейцы в Канаде тоже видят совершенно иные вещи.
- Случалось ли вам попадать здесь, в Беларуси, в забавные ситуации?
- Язык - это нечто очень комичное. Я начал читать слова раньше, чем понимать. Однажды мы с друзьями стояли в переходе и курили. Я прочитал какую-то табличку за нашей спиной и спросил, что она значит. Оказалось, там было написано, что курение запрещено. Однажды я попал в смешную ситуацию в обменнике. Я вошел, а женщина почему-то вдруг начала кричать на меня. Потом мне показали, что она всего лишь просила меня выйти. И уже в следующий раз я прочитал на двери, что вход разрешается по одному.
Еще один забавный случай произошел недавно в Могилеве. Я решил обналичить несколько трэвел-чеков, пришел в "Беларусбанк". Мне показалось, что там впервые увидели чек "Америкэн-Экспресс". Им потребовался час, чтобы выяснить, как это делается и как использовать для этого соответствующую программу на компьютере. Все это забавно и по-доброму смешно.
- Как вам наши традиции?
- Мне очень нравится белорусское гостеприимство. В Канаде такое встречается очень редко. У вас же, когда приходишь в гости, стол ломится от еды. Поначалу от незнания я делал глупую ошибку: чтобы не обидеть хозяйку, ел все, что было на столе. Со временем мне пришлось умерить свой аппетит.
- Какое из белорусских блюд вам полюбилось?
- У вас совсем другая кухня, другие традиции приготовления. Мне нравятся ваши блинчики с творогом. Раньше я ненавидел борщ, потому что в Канаде его подают холодным. Здесь я попробовал настоящий горячий борщ со сметаной - это что-то потрясающее.
- Где вы делаете покупки?
- Предпочитаю ходить за покупками в супермаркет: там можно все необходимое складывать в одну корзину и платить сразу за все. И не люблю магазины, где сначала нужно выбить десяток-другой чеков, а потом ходить с ними по отделам и "собирать" то, что тебе надо.
Не мне вам рассказывать о магазинах, которые по-прежнему работают в лучших советских традициях. Первое время мне с трудом удавалось жестами и знаками объяснить, что я хочу. Меня не понимали. Потом продавщицы меня запомнили и, увидев, начинали улыбаться - видимо, понимали, что сейчас снова будут проблемы. Но и в магазинах у вас работают очень милые люди, часто они пытаются мне помочь.
- Как у вас с белорусским языком?
- Я не всегда могу отличить, где русский язык, а где белорусский. Но, например, "перамога" мне нравится больше, чем "победа". И слово "смачный" звучит намного лучше, чем "вкусный".
- Что вы рассказываете своим детям о Беларуси?
- Мы не очень много говорим о Беларуси, потому что я еще сам не определился с впечатлениями, еще не совсем точно представляю, что и как говорить. Я боюсь соврать или сказать что-то неточно, ведь о некоторых вещах и явлениях у меня может быть неполное представление. Хотя я с удовольствием рассказываю друзьям о своем личном опыте, о белорусах, о моих новых знакомых.
- Вы здесь уже как свой среди своих...
- Да. Вчера я встретился с канадской делегацией. Было даже как-то странно сидеть в комнате, переполненной людьми, и понимать все, о чем говорят. Более того, канадский акцент в разговорном английском был музыкой для моих ушей. Но что удивило меня еще больше, так это то, что 20 минут беседы было достаточно для того, чтобы я от нее устал и захотел вернуться к моей обычной жизни. Чем ближе я знакомлюсь с вашей страной, чем дольше живу здесь, тем все больше восхищаюсь этим местом. И больше влюбляюсь в него.
А недавно мне предложили устроиться на работу в одной из минских газет и преподавать английский в одной из школ. По-моему, неплохая идея. Наверное, интересно было бы пожить в Беларуси в роли обычного гражданина. Над этим стоит подумать.
P.S. (личное). Вы поняли, чем на самом деле Беларусь привлекательна для иностранцев? Так что предлагаю менять ориентацию въездного туризма и в число приоритетных направлений включать не только замки, леса, озера, охоту, рыбалку, девушек, а наш быт и нас с вами. Ведь они там со своим прогрессом шагнули так далеко, что теперь сами от этого и страдают. Тут мы и придем им на помощь: "Беларусь - маленькое ретро-государство в самом сердце Европы". Вот она, экзотика! Это по-нашему.

04.05.2005


http://www.holiday.by/art.asp?id=37
Holiday.by
(c) 2001-2006
All rights reserved

Комментариев нет:

Отправить комментарий